Последние новости
Статьи /

Портрет со светом

Выразительность и правдивость фотографического портрета зависит не только от его композиции, но и в значительной степени от рисунка, создаваемого светом на лице и фигуре снимаемого человека. В портретных съемках обычно применяется несколько источников света. Какие же
виды освещения могут быть при фотографировании портрета и как в зависимости от
сочетания и расположения осветительных приборов изменяется рисунок света на
изображении? Рассмотрим эти вопросы на конкретных примерах.
ДИАГОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЕ СВЕТОТЕНЕВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Чаще всего при диагонально-направленном светотеневом освещении включают
поочередно четыре лампы.
После определения композиции портрета устанавливают прежде всего источник так
называемого рисующего света, то есть основного света, соответствующего композиции
снимка и замыслу фотографа (рис. 42).
Выбирая высоту расположения и направление лучей взятого осветителя, нужно
помнить не только о необходимости получения определенного рисунка света на
изображении, но и об индивидуальных особенностях снимаемого лица. Так, одно и то же
положение осветительного прибора не явится одинаково удачным для людей имеющих
широкий или удлиненный овал лица. В каждом отдельном случае фотограф, как правило, на
глаз определяет, где нужно поставить лампу, чтобы освещение было наиболее эффектным.
Фотограф, устанавливая рисующий свет, внимательно следит за образованием
светотени на лице и вырисовыванием объемной формы, за конфигурацией теней на шее, на
щеках, под носом и надбровными дугами. Только после этого можно приступать к установке
контрового, (встречного света (рис. 43), создающего при любых схемах освещения световой
контур на волосах и на фигуре.
Контровый свет имеет
вспомогательное значение, и
при расчетах выдержки во внимание
не принимается (в момент замера
рисующего света контровый
свет выключается). Как
рисующий, так и контровый
свет должен быть
направленным или
направленно-рассеянным.
Осветители ставят на
небольшом расстоянии от
объекта съемки, но не менее чем
в 1,5—2 м. В данном случае
глубина теней на изображении может быть очень большой.
Возникает необходимость подсветить, смягчить их. Для
этого применяется так называемый моделирующий свет (см. рис.
43), хорошо подсвечивающий тени на лице и делающий глаза более
светлыми.
Источником моделирующего света может служить
фотолампа, закрытая матовой бумагой или марлей. Направление
ее лучей должно совпадать с направлением съемки. Располагать
лампу необходимо как можно ближе к аппарату, с тем чтобы не
вызвать появления дополнительных теней на лице, сохранить
четкий и ясный рисунок света на изображении.
Четвертый осветитель включают для подсветки фона (рис.
44), общая тональность которого выбирается в соответствии с
рисунком освещения на лице. Фон должен быть немного темнее
светлых частей лица. Четвертый источник может излучать или
направленный, или рассеянный свет.
ТОНАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
При этом виде освещения лучше всего снимать человека в светлой одежде и
использовать яркий фон (рис. 45). Печатать такой портрет нужно как можно мягче.
Рис. 45, 46
В качестве
рисующего должен
быть тональный свет.
Осветитель
устанавливают
обычно рядом с
фотоаппаратом,
чтобы на лице и на
шее не было теней.
Излучаемый им свет
может быть
направленным и рассеянным. При рисующем тональном и контровом свете, но без
29
освещения фона (рис. 46), темный фон контрастирует с тональным освещением лица и
фигуры, что разрушает цельность снимка.
При двух источниках света (контровый свет
выключен) портрет производит цельное впечатление,
потому что световой контур при ярком фоне не
деформирует контурные формы головы и плеч (рис. 47).
Рис 47
БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Рисующим в этом случае будет свет (рис. 48), устанавливаемый фотографом справа или
слева от объекта. Рисунок бокового света на рис. 49 дополнен световым бликом,
создаваемым с помощью источника контрового света.
Рис 48, 49, 50
При съемке портрета (рис. 50) использовалась подсветка (моделирование) теней и
высвечивание фона.
Подсветка теней на лице при боковом освещении имеет очень большое значение, так
как от ее интенсивности зависит передача на снимке объемов лица, выражения глаз.
Лампы 1 и 2 при этом виде освещения должны излучать направленный свет, а лампы 3
и 4 — рассеянный.
КОНТРОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
В данной схеме освещения рисующим будет встречный свет (рис. 51).
Для пластичной передачи объемов затененных деталей лица используется
моделирующее освещение (рис. 52) и подсветка фона (рис. 53).
В зависимости от художественного замысла фон может быть и темным, и светлым.
Источник 1 должен излучать направленный свет, осветители 2 и 3 — рассеянный.
Рассмотренные примеры и схемы не исчерпывают все многообразные возможности
освещения портрета, но на основании их легко разработать самые различные варианты. При
этом необходимо помнить, что освещение должно соответствовать замыслу фотографа,
способствовать правдивой и выразительной передаче не только внешнего облика человека,
но и его образа.
Р. Ильин
ОСВЕЩЕНИЕ В ПАВИЛЬОНЕ
Особенности портретной съемки требуют от павильонного освещения, чтобы
источники света легко и быстро передвигались и поворачивались в любом направлении и на
любое расстояние относительно объекта. Они не должны мешать движениям фотографа,
снимающихся и не занимать площади пола, которая обычно занята мебелью.
Этим требованиям отвечают настенные осветительные приборы на раздвижной
«гармошке».
Схема такого прожектора представлена на
чертеже (рис 54). Десять — двенадцать секций его
«гармошки» позволяют растянуть прожектор на
расстояние до пяти метров. В зависимости от
размеров помещения количество секций и их длина
могут быть уменьшены или увеличены.
Предпочтительно иметь более длинные секции
(около 1 м), так как при меньшем их количестве они
позволяют растянуть прожектор на большее
расстояние, а сам прожектор получается компактнее.
«Гармошка» состоит из двух рядов секций, соединенных заклепками. Но можно
обойтись и одним рядом, если подобрать для «гармошки» подходящий материал. Не
исключается и применение дерева.
Каждый осветитель следует снабдить рубильником или выключателем. Надо поставить
и общий рубильник на все освещение в целом.
Целесообразно, на наш взгляд, применение реостатов, позволяющих изменять яркость
света. Рекомендуем установить реостаты по крайней мере для трех прожекторов —
фонового, головного и переднего.
На стенах осветители, покрашенные светлой, приятной для глаза краской, монтируют
строго по отвесу. В необходимых случаях под настенную планку в местах крепления болтов
внизу или вверху подкладывают шайбы. «Гармошка» также не должна иметь провеса.
Несоблюдение этих правил приведет к тому, что прожекторы под действием собственной
тяжести будут отклоняться либо к стене, либо к центру павильона. Лампы обычно
используют полуваттные с патроном «голиаф», но возможно применение и других, например
фотоламп. Для павильона среднего размера (до 40 квадратных метров) вполне достаточно
иметь 6—7 прожекторов. Их расположение на стенах показано на рис. 55.
Наличие 7 прожекторов дает возможность легко установить свет на любой высоте, под
любым углом и на любом расстоянии, позволяет фотографу варьировать освещение и
получать любые задуманные результаты (рис. 56 и 57).
Полезно иметь в павильоне один линзовый прожектор для освещения фона или для
контрового света.
Увеличить время эксплуатации фотоламп, которое не превышает нескольких часов,
можно путем уменьшения напряжения в лампах при подготовке к съемке.
Для этого собирают устройство по
схеме (рис. 58), в которой тумблером П
параллельное соединение ламп (или
групп ламп) можно переводить в
последовательное, то есть снижать
напряжение в лампах вдвое. При этом
срок службы фотоламп увеличивается в
десятки раз. Мощность лампы (или группы ламп), включенной в первую розетку, должна
быть примерно равна мощности лампы во второй розетке (например, 500 и 500 Вт или 500
Вт и 275 + 275 Вт).
СЪЕМКА ДЕТЕЙ В ПАВИЛЬОНЕ
Если нет возможности оборудовать специальный
павильон для съемки детей, устраивают детский уголок
в общем фотопавильоне (рис. 59). Его обставляют
детской мебелью, раскладывают игрушки. Съемочной
площадкой может служить стол с выдвижной спинкой.
В качестве общего вогнутого фона (задника)
используют светлую ткань, натянутую на подрамник.
Светильники можно вмонтировать в игрушку,
свисающую с потолка или укрепленную в стене. Такое
освещение не пугает ребенка.
В рефлекторе светильников устанавливают
импульсную лампу и гнездо для лампы накаливания
(300— 500 Вт), силу света которой регулируют трансформатором. Все это позволяет
фотографу в зависимости от условий съемки использовать различные источники света.
Один светильник устанавливают перед съемочной площадкой, другой — сбоку,
примерно на такой высоте, чтобы тени падали под углом 35—45 ° .
Для фотографирования детей все чаще пользуются малоформатными зеркальными
камерами (6X6 и 2,4Х3,6 см). Они не требуют специальной подготовки к съемке, поэтому
легко следить за поведением ребенка.
Съемку можно вести и с рук, и со штатива. К камере или штативу прикрепляют
большой овальный диск из тонкого, прозрачного плексигласа с рисунком цветка, птицы,
животного и т. д. Благодаря такому приспособлению ребенок не обращает внимания на
камеру. Он занят игрушками. Все это, а также игра, которую затевают с ним родители и
фотограф, способствует непринужденности поведения ребенка и позволяет сделать хороший
снимок.

У нас находят:
  • девушка с чёрными волосами фото со спины
  • фото девушек со спины с темными волосами
  • девушки со спины темные
  • фото девушек с темными волосами со спины
  • фото девушки с черными волосами сзади
имя


Популярые сообщения