Последние новости
Теория /

Случайность в фотографии

Глаз человека устроен так, что имеет небольшую зону резкого видения, она соответствует углу зрения в 2-3 градуса. Это правило сохраняется при рассматривании изображения на матовом стекле аппарата во время съёмки и приводит к тому, что фотограф в самый ответственный момент просто не в состоянии одновременно увидеть, к примеру, выражение лица или фазу движения персонажа в правой части кадра и другого - в левой, он видит или то, или другое.

Поэтому, когда великий фотограф говорит о долях секунды, в которые "надо одновременно понять значения события и взаимосвязь визуальных форм, которые его передают", это воспринимается как красивые слова. Фотограф не видит в последний момент кадр целиком ( а если видит, то не глазом ) и далеко не всегда в состоянии предугадать, что получится на плёнке. Что говорить - весьма обидное обстоятельство.

Выходит, что в тот самый момент, когда фотограф просто обязан видеть всё, что происходит в границах кадра, уследить за десятками самых разных микрособытий, сделать этого он не в состоянии. Иначе говоря, уникальные, великие фотографии рождаются с большой долей случайности. Возможно ли это? Да, возможно, именно так оно и происходит. В момент съёмки фотограф предельно концентрирует все свои способности, всю свою интуицию, он работает буквально нервами и кожей, но вместе с тем надеется как на самого себя, так и на удачу, на везение.

Герой в кадре может моргнуть, другой внезапно поднять руку или ногу, да мало ли что может случиться, тысяча неожиданностей. Причём 999 из тысячи окончательно испортят кадр, а одна - самая желанная - только улучшит его. Вот на не-то вся надежда! Потому что тогда на негативе появится что-то такое, что просто невозможно было себе представить. Не зря великий шутник Бернард Шоу, сам фотолюбитель, сравнивал фотографов с треской, мечущей миллионы икринок, лишь единицы из которых продолжат жизнь.

Случайность как формообразующий элемент немыслима ни в одном из классических искусств, это специфическое свойство фотографии и только фотографии. Но не следует стыдиться случайности, необходимо заставить её работать.

Фотографу нужны талант, отточенная интуиция, умение предвидеть, предугадать. Ведь случайность - это внезапно открывшаяся неизбежность. И случайность помогает, но для этого фотограф снимает в день больше плёнок, чем любитель за год, иногда 20-30 роликов.

В чём же тогда мастерство, почему он это делает? Сколько не то что уникальных, просто удачных фотографий снимает такой фотограф в день? Одну- две, если повезёт, а иногда - ни одной. Но зато несколько безупречных снимков лягут в коллекцию после года работы. В конечном счете, некоторые фотографические шедевры рождаются от случайного стечения великого множества обстоятельств, лишь одно из которых по расхожей формуле - присутствие фотографа в данный момент в данном месте.

У нас находят:
  • самые случайности на фото
  • фото случайности
  • фото случайностей
  • случайности на фото
  • случайность
имя


Популярые сообщения